Антифриз в автономной системе отопления
Вода или антифриз: плюсы и минусы
Антифризы, по сравнению с водой, обладают целым рядом преимуществ, главным из которых является более низкая температура замерзания. Залив в систему антифриз, можно решить основную проблему: перестать беспокоиться о возможной «разморозке» батарей и посещать зимой свой загородный дом, когда захочется. Система отопления с антифризом всегда готова к использованию. Для придания антифризам дополнительных полезных качеств в них включают присадки. В итоге вся система отопления (при правильной эксплуатации!) может прослужить дольше: присадки защищают от коррозии металлы, входящие в систему отопления, растворяют и выводят образовавшиеся осадки и накипь, предотвращают разрушение уплотняющих элементов. Кроме того, у антифризов существует и определенный «запас прочности», предохраняющий «размораживание» системы, когда температура окружающей среды опускается ниже номинальной для залитого в систему антифриза, но он еще не замерзает.
К сожалению, за полезные качества теплоносителя (антифриза) приходится платить. Причем, как в прямом, так и в переносном смысле.
К особенностям применения антифризов можно отнести следующее.
- Теплоемкость антифризов на 15–20% меньше, чем у воды;
- Вязкость в 2–3 раза выше;
- Объемное расширение на 40–60% больше.
Конечно, это усредненные показатели, все зависит от конкретной марки и производителя, но общая тенденция именно такова. Кроме этого, у разных антифризов разнятся величины теплопроводности, температуры кипения, другие характеристики.
Таким образом, системы отопления, в которых используется антифриз, отличаются от тех систем, где теплоносителем выступает вода. Для использования систем с антифризом требуется увеличить на 30–50% тепловую мощность радиаторов, на 40–60% — объем расширительного бака. Необходимо устанавливать и более мощный циркуляционный насос, увеличивать мощность котла. Так что наливать вместо воды в систему антифриз — не получится. Прежде чем использовать антифриз в системе, необходимо привести в надлежащее соответствие все имеющееся отопительное оборудование.
Есть и еще ряд субъективных моментов в использовании антифризов. Антифризы на основе этиленгликоля, к примеру, нельзя перегревать — это ведет к термическому разложению этиленгликоля и антикоррозионных присадок.
Образующиеся кислоты и осадки могут негативно влиять на работу всей отопительной системы в целом. Перегретый антифриз вспенивается, в системе образуются воздушные пробки. Для предотвращения этого негативного фактора существуют специальные присадки, добавляемые в антифризы.
Нельзя забывать, что антифризы, по сравнению с водой, обладают свойством повышенной текучести. Чем больше в системе количество различных соединений, чем больше стоит различных прокладок, уплотнений, тем больше внимания надо уделять качеству сборки всех элементов системы, иначе повышается вероятность появления протечек. Причем, вследствие повышенной текучести антифриза, протечки могут появляться и не сразу, а, например, при переводе системы на более «холодный» режим работы. Физика процесса понятна: при меньшей температуре металл в местах соединений сужается и образуются микроканалы, в которые начинает просачиваться антифриз.
Некоторые виды антифризов (в основном на основе этиленгликоля) токсичны, поэтому их нельзя применять в общей системе ГВС. Пары некоторых антифризов ядовиты, и для таких теплоносителей требуются закрытые расширительные баки.
Не все отопительные котлы могут работать с теплоносителем-антифризом. И прежде, чем приобретать котел или переводить его на антифриз, необходимо проконсультироваться у продавцов и специалистов: допустимо ли использование прибора в системе отопления, где в качестве теплоносителя выступает антифриз? Заверения же продавцов некоторых антифризов о якобы «универсальности» их товара для всех типов котлов — представляется весьма сомнительным, скорее всего срок службы котла с антифризом, не рекомендованным производителем, существенно сократится.
Если Вы переводите уже установленную систему на антифриз, то помните: антифриз не может использоваться в стальных оцинкованных трубопроводных системах, т.к. цинк вступит в химическую реакцию, последствия которой ударят по кошельку владельца.
Антифриз — достаточно дорогой теплоноситель, но стоимость антифриза, заливаемого в систему, не сопоставима с ремонтно-восстановительными работами в случае размораживания этой системы отопления.
Что же заливать?
На этот вопрос однозначного ответа не существует: все зависит от конкретных условий, в которых находится загородный дом и его владелец. Но если Вы зимой желаете приехать в свой коттедж и сразу включить батареи, то заливайте в систему антифриз — не прогадаете! Правильно подобранные элементы системы отопления, их точно рассчитанные параметры и характеристики, верно выбранный тип антифриза и качественный монтаж всех узлов — залог того, что система отопления будет служить надежно и долго.
Какой антифриз выбрать?
Основным свойством антифризов является их низкая температура замерзания.
Кроме этого, каждый производитель старается улучшить выпускаемый антифриз путем введения специальных присадок и придать ему дополнительные качества.
Известно много видов антифризов. В их основе лежат водные растворы различных веществ: солей, спиртов, моно- и диэтиленгликоля, пропиленгликоля и др. В России наибольшее распространение получили антифризы на основе водного раствора этиленгликоля: Прайд-40, Прайд-К, Прайд Элит-К («ПРАЙД», Москва), Хот Блад-30М, Хот Блад-65М («ТЭКС», Москва), Нордъ-К, Нордъ-65 («ХИМАВТО», Москва), Dixis-30, Dixis-65, Гольфстрим-30, Гольфстрим-65, Аргус Хатдип, Аргус Галан («ПРИМА ЛЕКС», Москва), Теплый дом («ГЕЛИС-ИНТ», Москва), АТ-35 («Фобос») с антикоррозийными и антивспенивающими присадками.
Концентрированные растворы имеют температуру кристаллизации до –68 °С.
Изменяя соотношение концентрата и воды, можно получить жидкость с температурой замерзания от –10 °С до –65 °С. Обычно антифриз продается в двух модификациях: с температурой замерзания не выше –65 °С и температурой замерзания не выше –30 °С. При этом концентрированный вариант (рассчитанный на –65 °С) может быть разбавлен водой. Для получения теплоносителя с температурой замерзания –30 °С к двум частям антифриза надо добавить одну часть воды, для –20 °С — смешать антифриз пополам с водой.
Ведущие мировые производители в конце ХХ в. стали выпускать нетоксичные экологически безвредные пропиленгликолевые антифризы. Такие антифризы могут применяться и в двухконтурных системах отопления, когда есть вероятность попадания антифриза из контура отопления в контур горячего водоснабжения. Из теплоносителей иностранного производства отметим немецкие Antifrogen N и Inibahen, шведский Skandi.
Российские предприятия также начали выпуск пропиленгликолевых антифризов: Хот Блад-30 Эко, Хот Блад-65 Эко («ФОРТ», Москва), Dixis Top («ПТК Т-С», С.-Петербург), Аргус Эковарм-65, Аргус Эковарм-30 («ПРИМА ЛЕКС», Москва), ХНТ-40 («Спектропласт»), Энергос-Люкс (ООО «Евроколор»). Некоторые предприятия изготавливают антифризы, содержащие специальные присадки, снижающие вероятность протечки на 30–40%. Наборы присадок определяют и такие свойства антифриза, как допустимые пределы коррозии, щелочность, препятствование образованию накипи. Все эти параметры регламентирует ГОСТ 28084-89 «Жидкости охлаждающие и низкозамерзающие».
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Заливая антифриз, проверьте, не выпадает ли он в осадок при смешивании с водой. Если да, то используйте дистиллированную воду.
Ни в коем случае не заливайте антифриз в оцинкованные трубопроводы!
Антифриз стареет, поэтому его необходимо заменять с периодичностью, указанной производителем (4–5 лет), промывая систему специальными составами.
Не применяйте автомобильный «тосол» в системах отопления, т. к. в его составе есть добавки, не допустимые к использованию в жилых помещениях.
Применяйте специальные герметики для монтажа системы отопления, обеспечивающие высокую надежность соединений (например, подмотка и гель для труб Рекорд, Сантехмастер ).
Консультируйтесь со специалистами по поводу эксплуатации котлов в системах, где теплоносителем выступает антифриз, — там есть масса нюансов. К примеру, для проточных котлов с форсированными тепловыми режимами в теплообменниках с высокой степенью оребрения характерны кратковременные перегревы стенок теплообменника в моменты максимальных нагрузок при включении и выключении котла — и здесь надо быть предельно осторожным при выборе теплоносителя.
Другой пример: запуск системы с чугунным котлом следует производить на минимальной мощности с постепенным выходом на режим.
Стоит иметь в виду, что разбавление антифриза более чем на 50%, кроме повышения температуры замерзания, ведет и к ухудшению его антикоррозионных свойств, а также к выпадению осадка солей жесткости, растворенных в воде.
Если все же разбавление водой более чем на 50% необходимо, то в полученный раствор надо будет добавить дополнительные присадки.
Для разбавления антифриза рекомендуется использовать воду с жесткостью до 7 единиц. Если Вы не знаете жесткость воды, то рекомендуем предварительно смешать в нужной пропорции небольшое количество антифриза с водой в прозрачной емкости и убедиться в отсутствии осадка.
Антифризы на основе моноэтиленгликоля ядовиты: будьте внимательны при заправке и обслуживании систем отопления и не используйте такие антифризы в двухконтурных системах.
Перед заливкой антифриза в отопительную систему рекомендуем испытать работу системы на воде, произвести опрессовку системы, чтобы убедиться в отсутствии протечек, а также в отсутствии посторонних примесей.
По материалам журнала Еврострой.